Кажется, что Дед Мороз, такой, каким мы его знаем, был всегда. Но это не так. На самом деле его привычный образ был придуман и утвержден советской властью в 1936 году. Именно тогда он впервые явился на елку в сопровождении Снегурочки как символ Нового года. Произошло это эпохальное событие в здании московского Дома Союзов, 1 января, 1937 года.
Новый год в привычные нам даты стали отмечать только с 30 декабря 1699 года по указу Петра I, а до этого его праздновали 1 сентября. И никакого доброго Деда Мороза тогда не было. Родители в Российской империи рассказывали детям, что подарки им приносит младенец Иисус, либо честно признавались, что дарят их сами.
Неужели наш Дед Мороз не имеет истории? Нет, это не так, он просто сменил имидж.
Как известно, придумать абсолютно новое на пустом месте довольно сложно. Поэтому у нашего Деда были прообразы. Можно сказать, что он вобрал в себя черты нескольких персонажей.
Я вижу две линии эволюции Деда Мороза, которые впоследствии в нем соединились. Одна из них имеет религиозные корни, другая – языческие.
Николай Чудотворец
Первая берет свое начало от Николая Чудотворца — одного из самых почитаемых христианских святых, который жил в 4 веке в Римской империи. На Западе он считается покровителем всех слоёв общества, и особенно детей.
Из жития святого известно, что однажды лон спас от позора бедную семью, тайно оставив чулок с золотыми монетами у порога их дома. Драматично развивающаяся история закончилась чудом.
В память о щедрости святого Николая — святым он был назван ещё при жизни — день его памяти (6 декабря, или 18 декабря по новому стилю) стал праздником, в который принято дарить подарки и помогать бедным, ритуально приобщаясь к истинно христианскому образу жизни. Детям рассказывали, что подарки приносит сам святой Николай. Якобы он поднимается на крышу каждого дома и спускается по печной трубе, чтобы оставить подарок в носочке, который жители дома оставляли у камина.
Со временем архиепископ Николай Мирликийский — реальное историческое лицо — превратился в символ Рождества.
Санта Клаус и Кока-Кола
В Санта Клауса («Sint Nikolaas» переводится как «Святой Николай») Николай Чудотворец переродился за очень короткий период благодаря рекламной компании «Кока-Кола».
Дело было так: в 1822 году американец Клемент Кларк Мур написал стихотворение «Визит святого Николая», где впервые описал облик американского Санта-Клауса — толстяка с белой бородой и в красном одеянии, который передвигается по небу в санях, запряженных оленями, и забирается в дом через дымоход.
Однако огромную популярность этот образ получил только в 1931 году, когда художник Хэддон Сандблом, вдохновившись стихотворением Мура, нарисовал рекламный плакат для компании «Кока-Кола». Моделью для Санты стал пожилой друг художника.
С этого времени Санта Клауса все чаще стали изображать без церковных атрибутов.
Русская Православная Церковь критиковала торжества с участием Санта Клауса, предлагая не смешивать реальную историческую личность и шутовской образ:
«Не позволяйте своимъ дѣтямъ посѣщать представленія Санта Клаусъ, въ которыхъ такъ легкомысленно показанъ нашъ Великій угодникъ Божій.», — писал в 1958 году епископ Виталий (Устинов).
Мороз Иванович, Морозко, Дед Трескун, Карачун и другие
Вторая эволюционная ветвь происхождения образа Деда Мороза заводит нас куда глубже в историю. Эта история мрачная и мистическая, как и весь русский фольклор.
За сто лет до рождения советского Деда Мороза, в русской литературе XIX века стали появляться персонажи, отдаленно его напоминающие. Литературные образы и сюжеты сказок заимствовались писателями из русского народного фольклора.
Но имена у Деда были другие – например литературные Мороз Иванович, Морозко, или народные: Зимник, Студенец, Дед Трескун и Корочун (Карачун). Это были персонифицированные образы холода и зимнего времени, но еще не ассоциированные с празднованием Нового года и Рождества.
Правда, иногда такие Морозы забредали к детям на праздник, но скорее случайно. В 1910 году такой мороз появился на празднике в одном детском саду, распевая песню на стихи Некрасова «Не ветер бушует над бором», малыши расплакались от страха. Чтобы их успокоить, воспитательнице пришлось снять с актёра фальшивую бороду.
Языческого Мороза Ивановича боялись дети, его не одобряла православная церковь, а революция 1917 окончательно поставила крест на нем и зимнем празднике: Рождество, как и прочие даты церковного календаря были запрещены.
Дед Мороз
И только в 1936 году нашего Старика-Трескуна решили вернуть. Назвали его Дедом Морозом, нарядили в красные одежды и объявили добрым новогодним волшебником. Надо полагать, что красный цвет наш Дед Мороз позаимствовал от Санта-Клауса, что очень гармонировало с символикой СССР. До этого момента все сказочные образы Мороза были одеты в голубые и снежные одежды, что очень логично.
Впрочем, сейчас он одевается во что хочет.
В отличие от Санта Клауса, Дед Мороз не передвигается на оленях, для этого у него есть кони. В печную трубу не залезает, а заходит в дом по-человечески.)
Злой дух зимы
Так кто же тот старик-мороз, который фигурирует в русском фольклоре? Он не кто иной, как воплощение зимней стужи и смерти, злой дух зимы. Кстати, «дед» или «dead»– в переводе — мертвец).
Мороз, снег и постоянное убывание светового дня ассоциировались у наших предков со смертью. Замерзнуть в лесу было обычным делом. Поэтому в древности Морозу приносились самые настоящие человеческие жертвы в надежде на то, что взамен он подарит самое ценное – возможность пережить эту зиму. Отголоски этой традиции можно проследить в народном варианте сказки «Морозко». Вот такой дедушка.
Интересно, что во многих славянских сёлах ещё в XIX веке старика-мороза ритуально приглашали на рождественскую кутью (сладкую пшеничную кашу с сухофруктами) — безобидный аналог человеческой жертвы. Если знать, что кутья была традиционным блюдом на поминках, то ритуал открывает еще один глубинный смысл. Оказывается, наш дедушка, пришедший из глубины веков, еще и медиатор (посредник) между живыми и мертвыми. Возможно даже, что у него была функция сопровождать души в Нижний мир.
Подобные персонажи существовали не только в нашей культуре. Фольклор всех народов, проживающих в северных широтах, содержит богов или духов, олицетворяющих зиму, мороз и смерть. На их описании я останавливаться не стану, просто хочу сказать, что духи мороза многолики, но суть у них всегда одна.
К счастью, современные Деды Морозы не хотят нас убить, потому что люди уже не боятся зимы так, как это было в древности.
Однако, страх перед беспощадным дедом все еще сидит в нас где-то очень глубоко. Иначе как объяснить, что, когда в 1936 году Деда Мороза утвердили на самом высоком уровне, возникла проблема – дети ужасно его боялись. Чтобы смягчить образ, его окружили добрыми зверюшками и придумали внучку Снегурочку. Но, прежде чем дети стали реагировать на него более-менее спокойно и воспринимать как доброго дарителя, понадобилось еще не менее двух десятков лет.
Лично я всегда относилась к Деду Морозу с большим подозрением.
Схемы для вышивки
Чтобы перейти в раздел товара, нажмите на картинку.