Славянская космогония. Курочка Ряба.

Я начинаю новую серию вышивок под рабочим названием «Славянская орнитология».
Орнитология — это наука о птицах. Но я буду рассказывать не о реальных птицах, а о мифических. Мифы и легенды древних славян полны этими созданиями. Сходу я насчитала более 30 мистических птиц, но их, конечно же, гораздо больше. Не обещаю, что нарисую всех. Но каких-то нарисую обязательно. И о каждой из них у меня есть что сказать.

Начну с самого, на первый взгляд, банального персонажа — Курочки Рябы. Еще и потому, что скоро Пасха. Но не только поэтому.
Скоро вы убедитесь, что наша Курочка не так проста, как кажется.

Курочка Ряба
Сказка о Курочке Рябе предельно коротка и примитивна. При этом крайне парадоксальна и непонятна.

Если читать ее просто как сказку, возникает много вопросов. Почему Дед и Бабка сначала пытаются разбить Яйцо, а когда это делает Мышка — плачут? Почему именно Дед и Бабка? Почему они не смогли разбить Яйцо, а Мышка сделала это легко и без всякий усилий, всего лишь махнув хвостиком? Почему именно Мышка, а не кошка или кто-то еще? Чем обещанное Простое Яйцо лучше разбитого Золотого?

Начну с того, что до нас дошла не вся история. Общеизвестный вариант сказки сокращен. Если кто-то не знает, я напомню полную версию.

После того, как Мышка разбивает яйцо, дело не ограничивается слезами —  птицы и звери начинают заниматься самоповреждением, падают заборы, семья попа, заменившего, очевидно, фигуру волхва или шамана, то есть человека, занятого как раз поддержанием нормального сосуществования с миром потустороннего, контролем границ и отношений, «сходит с ума». Сначала домочадцы, а потом сам поп начинают творить безумные вещи, делая домашние дела, но так, чтобы все испортить (например, мыть пол тестом), кто-то накладывает на себя руки, дьяк бежит на колокольню и разбивает все колокола. В итоге поп расстригается и рвет Святое писание.

Сказка кажется глупой и абсурдной. Именно поэтому в середине прошлого столетия ее текст переписали, и она стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

Неудивительно, что с тех пор, как два варианта сказки были впервые опубликованы в 1855 году в сборнике фольклориста Афанасьева, история про Рябу находится в фокусе внимания ученых самых разных специальностей.

В дальнейшем фольклористы опубликовали еще около 20 русских, балканских и балтийских народных вариантов сказки. Формы повествования в них немного отличаются, но в целом линия сюжета очень схожа. В самых брутальных из них кроме удавившейся внучки погибает еще и поп, который порвал все книги и сжег церковь, а сам «убился об угол». В самых мягких вариантах все остаются живы, но потрясение людей о вести о разбитом мышкой яичке было велико — и в переносном, и в буквальном смысле. По избе деда и бабки — владельцев несушки Рябы — проходит что-то вроде урагана и сопутствующего ему землетрясения.

Кто-то считает, что не стоит искать в таких сказках глубинный смысл. Но тогда мы должны принять, что эта невероятно популярная в народе сказка местами или полностью бредовая, потому что ни одно нормальное объяснение не отвечает на все возникающие вопросы.

Думаю, что я прочитала все существующие варианты трактовки смысла этой сказки. От самых примитивных до абсурдных.  Но здесь хочу поделиться версией, которую считаю наиболее близкой к истине.

Чтобы расшифровать историю про Курочку Рябу, нужно начать с того, что сказки с архаичным сюжетом связаны с мифами. Миф — это нечто вроде динамичной картины мира, позволяющей человеку объяснить его устройство, судьбу, своё место и роль в нем.

Если рассмотреть эту историю через призму мифа, то тайный смысл сказки становится явным.
Разберем главные символы сказки.

Яйцо
Яйцо для первобытного человека — изначально неживой предмет. Что-то вроде минерала.
И вот — из неживого выходит живое, происходит чудо. То есть, яйцо — это символ рождения жизни.

Мифология очень многих народов начинается с Великого Яйца, которое раскалывается, и из него появляется первое существо, или рождается Вселенная. Иногда раскалывание Яйца – это, наоборот, развал Мира, начало Хаоса.

Мотив расколотого Мирового Яйца и происхождения из него мира в целом или отдельных его частей (небо, земля, и т. п.) почитается как по причине своей формы, так и в силу заключенной в нем тайны. Начиная с самых ранних умственных представлений человека, Яйцо было известно, как наиболее удачно изображающее начало и тайну Бытия.

Известна древняя традиция, местами сохранившаяся до сегодняшнего дня – класть красные яйца в могилу усопшему как символ воскрешения. Когда-то давно такие ритуальные яйца окрашивались кровью. Потому что кровь, как и яйцо – символ жизни. Позднее кровь заменили на луковую шелуху, сохранив цветовую символику. Кстати, красная нить в русской вышивке – не что иное, как символ жизни.
Таким образом яйцо – это символ рождения живого из неживого, воскресения.

Золоте яйцо
Тысячи примеров из мифов народов мира вплоть до периода Возрождения говорят нам, что золото ассоциируется с символами смерти и вечности, всего потустороннего и отсутствием времени.

Не потому что золото дорого и поэтому из-за него возникали распри. (Исследователи считают, что этот символ уходит корнями в те далекие времена, когда золото еще не являлось предметом торговли).
А потому, что оно вымывается из-под земли, из Нижнего мира. Оттуда, куда все уходят. А еще люди знали, что если закопать в землю железо, то уже спустя десяток лет вместо него можно выкопать труху. С золотом такого не случится и через тысячи лет, оно вечно.

Надо сказать, что мифы народов мира рассказывают нам о существовании трех миров – Подземном, Земном и Небесном. У славян это Навь (нижний мир, мир предков или «тонкий мир»), Явь (средний мир, где живут люди) и Правь (верхний мир, где живут боги и высшие силы).  Эти миры связаны между собой Мировым Древом, растущим в центре мира, на Алатырь-камне. От корней дерева начинается мир Нави, ствол проходит через Явь, вершина уходит в мир Прави. В Нави нет страданий, там души людей отдыхают после Яви, перед будущем своим воплощением. Согласно древним мифам, Правь имеет девять небес. Человеку туда можно попасть только через Навь. Все, что находится за пределами Земного мира (Яви), живым людям не дано постичь, а потому всегда пугает. В народе говорят, что в Навь можно попасть еще и через гадания.

В сказках смерть Кащея находится в Золотом яйце в Тридевятом царстве. Тридевятое царство –  это и есть Потусторонний мир. Вернуться из него можно только через воскрешение. Обычно в этом мире всегда много золота. Выходцы «оттуда» часто имеют золотые атрибуты.

Смело можно сказать, что вообще всё, сколько-нибудь связанное с Тридесятым государством, может принимать золотую окраску. Что дворец золотой — это мы уже видели. Предметы, которые нужно достать из Тридесятого царства, почти всегда золотые. Это — свинка-золотая щетинка, утка-золотые перышки, золоторогий олень, золотохвостый олень, золотогривый и золотохвостый конь, золотой жезл, золотые волосы, золотое яблочко, золотое дерево, золотая птица и прочее. В сказке о Жар-Птице сидит Жар-Птица в золотой клетке, конь имеет золотую узду, а сад Елены Прекрасной обнесен золотой оградой. Список можно продолжать.

Например, в мифах алтайцев существует золотая кукушка, сидящая на золотом дереве мира, которая кукует, сколько кому прожить.

Получается, что если обычное яйцо — это символ нерожденного мира, будущей жизни, то яйцо золотое — это нечто одновременно прекрасное и исключительно пугающее, это предмет из другого мира.
Рай, Мир мертвых, вещи, с ним связанные, глубоко почитались, но такая подмена символа жизни, скорее всего, означает катастрофу.

Курочка Ряба

Мышь
Мышь — это тоже мифологический персонаж. Согласно древним представлениям о строении мира, птицы живут ближе к небу и богам, и могут залетать в Верхний мир. Человек и его домашний скот живет в Среднем мире. Существа, обитающие под поверхностью земли и воды, относятся к Нижнему миру. А вот те, кто часто перемещается из одного мира в другой, например – мышь, змея- это медиаторы, посредники, между миром живых и мертвых.
Птицы, кстати, тоже медиаторы. Они прилетают из мира Богов и возвращаются в него.
Медиаторы наделены потусторонней магической силой. Поэтому безобидных мышей многие люди так боятся. Это первобытный страх.
Именно поэтому маленькая мышка разбивает яйцо, которое баба с дедом разбить не могли.

Мышь в сказке про Курочку Рябу – это неуправляемый случай и напоминание о том, что роль и значимость человека в этом Мире под сомнением: Рок правит судьбой мироздания, и всё, созданное человеком, его знания и культура, оказываются бесполезны, так как никак не помогают управлять судьбой мира, которому, похоже, грозит гибель.

Курица
Курица – это древний символ плодородия. Наряду с уткой и рыбой. Что-то вроде Бога во плоти, который рождает этот мир.
Помните, рыба — это символ самого Христа. По-гречески «рыба» — «ихтис», что является аббревиатурой греческой фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» (ΙΧΘΥΣ).

В христианской символике наседка с цыплятами олицетворяет Христа со своей паствой. Тут же вспоминаем и пасхальное яйцо – символ воскресения Христова.
Трактовать образ Курицы в сказке можно как Природу, Вселенную или Божество. Это птица, стоящая у начала Мира.

Дед и баба
Предполагается, что это прообразы Адама и Евы. Это не немощные люди, у которых не осталось сил разбить даже яйцо, как трактуют некоторые авторы. Дед и Баба — это символ человечества, с опытом за плечами, который, впрочем, оказывается бесполезным у порога в неизвестное.

Таким образом, перед нами предстает одна из самых глубоких, не до конца разгаданных, космогонических сказок славян.

Сказка о Курочке Рябе — это притча о потерянном Рае, о гибели и спасении, о рождении мира таким, какой он есть сейчас, где Курочка – птица, стоящая у начала мира, прародительница Вселенной, Яйцо — образ земного мира, Золотое Яйцо — образ «золотого мира», где наступает благоденствие и справедливость, где нет бедных, больных и обиженных, и нет никаких проблем.

Утешением Человечества (Деда и Бабы) на краю гибели, не сумевшего оценить и постичь Тайну, становится предложение Создателя (Курочки Рябы) о сотворении яйца не золотого, а простого. Простой мир, со всеми несправедливостями и удачами, со всем плохим и хорошим, что в нем есть. Мир такой, какой он есть — лучше Хаоса, случившегося после нечаянного уничтожения Золотого Яйца.

Курочка Ряба
(0980-1) Славянская орнитология | Курочка Ряба
Композиция: Курочка Ряба Вариация: Зеленая гамма Техника: Крест Палитра нитей: DMC, 11 цветов Размер вышивки: 153 х 223 крестиков (≈ 25 х 36 см при каунте №16) Тип товара: Цифровая схема для вышивки Состав товара и формат:  Образец, инструкция, схема в .PDF + .SAGA *** Последнее обновление: 06.09.2022
1095,00  В корзину
Курочка Ряба
(0980-2) Славянская орнитология | Курочка Ряба
Композиция: Курочка Ряба Вариация: Фиолетовая гамма Техника: Крест Палитра нитей: DMC, 7 цветов Размер вышивки: 153 х 223 крестиков (≈ 25 х 36 см при каунте №16) Тип товара: Цифровая схема для вышивки Состав товара и формат: Образец, инструкция, схема в .PDF + .SAGA *** Последнее обновление: 06.09.2022
1095,00  В корзину

***

При составлении статьи использованы материалы из лекций и трудов блестящих фольклористов и филологов С.З.Агранович (1944 – 2005) и В.Я.Пропп (1895 – 1970), мифы народов мира и собственные мысли.

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Светлана
Светлана
10 месяцев назад

Светлана, спасибо Вам за такое внятное объяснения смысла этой сказки! Я читала несколько вариантов расшифровки, но Ваш вариант мне ближе всего!

Галина
Галина
1 год назад

Светлана, день добрый. Очень благодарна вам за такую красивейшую схему, и такие исторические данные. Для меня это было большим открытием. Отдельная благодарность за возможность приобрести схему со скидкой.

Оксана
Оксана
1 год назад

Большое спасибо. Интересно. Действительно появилось желание прочесть хотябы несколько вариантов этой сказки. Совсем в другом свете теперь показалась Курочка!!!!

Елена
Елена
1 год назад

Очень интересно! Надо почитать аутентичный вариант сказки. Спасибо, что донесли до читателей своё видение.