Здравствуйте, дорогие друзья!
Ровно год назад, когда были изданы схемы для вышивки с образом Спаса на черной канве, я дала обещание нарисовать вариант Спаса на белом. И вот, наконец, я готова вам его показать. Я не стала повторятся и сделала другую композицию, оставив суть образа. Надеюсь, что это вариант Спаса в образе Солнца вам понравится.
История
Яблочный Спас – это русское народное название праздника Преображения Господня.
Спас или Спаситель — это религиозный эпитет, связанный с идеей избавления человечества от страданий. Свой Спаситель присутствует во всех религиозных учениях. В христианстве это Иисус Христос.
Этот образ является особо почитаемым и центральным в иконографии Христа. Спас — одна из самых главных икон, которая присутствуют в любом иконостасе.
Другие названия образа — Спас Вседержи́тель, Пантокра́тор (от греч. παντοκράτωρ —всесильный), Спас Благословляющий.
Также в православии Спасами называют три летних праздника, приуроченных к важным событиям христианства.
Медовый Спас, 14 августа — Происхождение Животворящего Креста Господня.
Яблочный Спас, 19 августа — Преображение Господне, праздник в честь Иисуса Христа.
Ореховый Спас, 29 августа — Перенесение из Эдессы в Константинополь Образа Спаса Нерукотворного.
Яблочный Спас – это двунадесятый праздник, относящийся к числу двенадцати главных праздников Православной церкви. В этот день вспоминают евангельское событие, когда Иисус Христос на горе Фавор во время молитвы явил Свою Небесную славу трем апостолам: Петру, Иакову и Иоанну. Во время молитвы Господь преобразился: лицо его излучало свет, как солнце, а облачение стало белоснежным. Все вокруг озарилось ослепительно-белым светом, а глас Создателя подтвердил божественную сущность своего Сына. Это чудесное откровение Господь совершил, чтобы укрепить дух учеников и их веру накануне грядущих испытаний.
День Преображения Господня совпадает с древним народным праздником урожая, уходящим корнями далеко в глубь веков. Яблочный Спас ассоциируется с наступлением осени и преображением природы. Оба праздника имеют общий сакральный смысл: как зеленые и кислые плоды под лучами солнца меняются и созревают, так и душа человека под влиянием Света и Веры преображается и духовно созревает.
Само название праздника «Яблочный Спас» является примером согласия и мирного сосуществования разных верований. В этот день православная и дохристианская культуры встречаются, чтобы отпраздновать и почтить божественную сущность Света и Преображения мира, через уважение к Солнцу, Земле, и их дарам.
Праздник высоко почитают и любят все православные христиане. В храмах организуют торжественные богослужения, священники облачаются в белоснежные одеяния, символизирующие фаворский свет. Верующие берут с собой овощи и фрукты. Вечером, накануне события, проводится большое богослужение, а утром – литургия и крестный ход.
После литургии священнослужитель читает молитву для освящения яблок, фруктов и овощей нового урожая, окропляет их святой водой. Верующие не сомневаются, что плоды вначале следует разделить с Богом, а потом есть самим.
Символика
В иконографии каждый цвет имеет свое иерархическое место и несёт сакральный смысл. При этом творческие интерпретации, если это оправдано идеей, не запрещены.
В данной работе основные цвета – белый, золото, красный и их оттенки. Этим она отличается от традиционных образов Вседержителя. Это не случайность, такое цветовое решение напоминает нам о чудесном Преображении Христа, когда его лицо и одежда стали светоносными и сияющими.
Вкратце расскажу о цветовой символике.
✦ Золото, желтый и охра
Господствующий цвет в иконографии – золотой. Это символ Божьего присутствия и благодати святых.
Его можно увидеть на одеждах Спасителя, Богоматери и святых, крыльях ангелов, нимбах и фоне. Золото используют для штрихов, изображающих золотые отблески Божественного света. Часто золото заменяют на жёлтый цвет или охру, несущие тот же смысл.
✦ Белый
Второй по иерархии – белый цвет. Он показывает чистоту, простоту и святость персонажа. Так изображают праведников – добрых и честных людей, а также чистые души, перешедшие в Вечность. На редких иконах Иисуса Христа можно увидеть в белых одеждах.
✦ Красный
Красный – символ крови, пролитой Господом ради спасения человечества. Одновременно это цвет любви, огня, животворной энергии и человеческого начала. Красный стойко ассоциируется с Воскресением — победой жизни над смертью. Именно поэтому пасхальные яйца изначально красились в красный цвет, а традиционная русская вышивка исполнялась красной нитью, где нить – это символ самой человеческой жизни. Это объясняет традицию вышивать без узелков и запутывания нитей.
Красным цветом изображают самых приближенных к Богу ангелов – серафимов и престолы (огненные крылатые колеса).
✦ Черный
Черный цвет имеет двойственную символику, как и красный. В иконографии применяется редко, но не запрещается.
С одной стороны, черный — это отсутствие всякого света, максимальная отдаленность от Бога, поэтому им изображают пещеры и бездну. В то же время черный – это Космос, глубина Вселенной и бесконечность. Контрастируя со светом, черный подчеркивает божественную силу свечения. В иконографии применяется не часто и только там, где это уместно по смыслу произведения.
Чёрный цвет одеяний монахов и священников — это символ отречения от мирской суеты и благ материального мира и избавления от страстей.
В этой вышивке вместо черного используется очень глубокий синий.
Сюжет
✦ Сюжет «Яблочный Спас» – авторское прочтение знаменитого образа Спасителя Благословляющего, совмещенного с образом Христа в момент Преображения, когда он явил два своих естества: человеческое и божественное, объединив в себе оба начала.
✦ В иконе принято подразумевать как минимум два измерения. Поле рамы — это физический, человеческий мир, центральная часть — окно в мир духовный.
✦ В центральной части изображен сверкающий Божественным светом и Благословляющий Иисус Христос. Он держит в руке Евангелие, в котором на старославянском записана фраза: «Я есть свет миру».
В Священном Писании образ света используется для определения непостижимой Божественной сущности. Он символизирует духовную истину и святость.
Исцеляя слепого, Господь сказал: «Я свет миру». (Ин.9:5)
Перед Своими крестными страданиями Иисус Христос вновь напомнил слушавшим Его:
«Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме». (Ин.12:46)
В Послании апостола Иоанна можно найти фразу: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». (1Ин.1:5)
Обратившись к народу, Иисус говорит: «Я – свет миру. Тот, кто пойдет за Мной, не будет блуждать во тьме – с ним будет свет жизни» (Ин 8:12)
✦ Иисус одет в белые и золотые одежды, вокруг него сияет нимб, который обрамлен самоцветами. Три больших драгоценных камня — отсылка к триединству, одному Богу в трех ипостасях. Вместе с фигурой Христа, они образуют невидимый крест.
Изображение Троицы противоречиво и полно тайн. Согласно тексту «Евангелие от Иоанна» триединый Бог непостижим: «Бога не видел никто и никогда» – поэтому образы его допустимы лишь в символическом виде.
Семь самоцветов поменьше — напоминание об семи строках одной из самых главных христианских молитв «Отче наш»:
1) Отче наш, сущий на небесах.
2) Да святится имя Твоё.
3) Да приидет Царствие Твоё.
4) Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.
5) Хлеб наш насущный дай нам на сей день.
6) И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.
7) И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
«7» — одно из самых важных символических чисел Ветхого и Нового Завета и самой природы. Радуга, цветовой и световой спектр также состоит из 7 цветов, музыка складывается из 7 нот, и даже эта вышивка составлена из 7 оттенков нитей.
✦ Креща́тый нимб — разновидность круглого нимба, внутри которого помещён крест и греческие буквы: ΟΩΝ, означающие «Сущий». В церковнославянском языке греческие буквы заменяются схожими на них славянскими — WON. Такой нимб изображается только на исторических и символических изображениях Христа и напоминает о его крестных страданиях.
✦ Обычно на иконах Иисус изображается в красно-синем одеянии, где синий – Божественное начало, а красный – человеческое. Реже он предстает в золотых или белых одеждах, как правило на иконах Преображения. В моей композиции Иисус одет в белое и золотое.
На двойственность природы Христа указывает присутствие черт реального человека и одновременно, если смотреть чуть дольше, признаков голограммы.
✦ Вверху иконы написаны монограммы IC и XC, означающие сокращение «Иисус Христос».
✦ По раме размещены ветви с золотыми яблоками и драгоценностями. Сквозь ветви проглядывает космос. В христианской символике яблоко кроме символа грехопадения является и символом спасения, если оно изображается в руках Христа или Богородицы. Это связано с тем, что Иисус Христос именуется в христианской традиции Новым Адамом. Новым, или последним Адамом назвал Иисуса Христа апостол Павел: …первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба (1 Кор 15:45, 47).
✦ В нижней части рамы расположена самая короткая и самая известная молитва: «Спаси и сохрани». Ее полный текст: «Господи, спаси и сохрани мя. Аминь». Для нее не существует специально отведенного времени. Этой молитвой христиане обращаются к Богу в суете дней. Она как дыхание, вырывается изнутри, когда на сердце становится особенно тревожно и беспокойно, а душу беспокоят дурные мысли или предчувствия.
Эти слова оставлены всем христианам святыми отцами как сильная защитная молитва на каждый день и указатель из лабиринта проблем.
Купить схему вышивки
Чтобы узнать технические характеристики схемы, нажмите на картинку, чтобы перейти в магазин на страницу товара
Чтобы купить, нажмите «купить».