Об авторском праве без паранойи

Здравствуйте! Я решила написать эту статью, чтобы рассказать вам об авторском праве.

Я довольно много знаю об этом, потому что мне как художнику не раз приходилось подписывать договора о передачи прав на свои произведения. В процессе я общалась с юристами, обсуждала и меняла формулировки и пункты. Некоторые договора обсуждались дольше, чем делалась сама работа. Чтобы это делать грамотно, этот раздел кодекса я тщательно изучила вдоль и поперек. И теперь могу поделиться с вами.

В теме вышивки я относительно недавно, всего несколько лет, но уже не раз поневоле была вовлечена в священную войну с пиратством. В процессе этого я заинтересовалась, а что вообще об этом думает одна сторона и что другая, почитала статьи, посмотрела видео, несколько раз побывала в логове пиратов. В целом впечатление осталось довольно удручающее, потому что многие люди понимают авторское право как хотят, опираясь не на закон, а на свои личные понятия.

Я отметила, что есть злостные нарушители, кто точно понимает, что делает. Они действуют цинично и бессовестно. А есть те, кто имеет ложное мнение и нарушает закон по неведению. И, если с первыми все ясно, то для вторых я постараюсь сегодня ответить на популярные вопросы и заблуждения.

В разрезе темы вышивки я коснусь прав художников, дизайнеров и самих вышивальщиц, кто создает конечное произведение.

Начнем!

1. «Произведение – это картина в Эрмитаже, а не вот эти ваши рисуночки, не имеющее ценности» или «Что охраняется авторским правом?»

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации, авторским правом охраняется любое произведение, которое создал любой человек: снял, написал, спел, станцевал, нарисовал, слепил, вышил и тому подобное. То есть, все что угодно, выраженное в какой-либо объективной форме.

«Произведением» на юридическом языке называется любой созданный объект, материальный или цифровой. Даже ваше селфи или авторский пост, выложенный в интернет попадает под такую охрану. Даже если кто-то считает, что они не имеют никакой ценности.

2. «А докажи, что ты автор!» или «Надо ли получать патент на свое произведение, чтобы авторское право вступило в силу?»

Это любимая «заводка» пиратов. Почему-то многие думают, чтобы доказать, что ты автор, нужен какой-то там патент. Это не так.

Смотрим пункт 4 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором сказано, что «для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей».

3. «В какой момент возникает авторское право?»

Как только автор создал произведение, выразил его в какой-либо объективной форме (нарисовал, вышил, снял видео и прочее), такое произведение получает авторско-правовую охрану автоматически, а его автор становится обладателем авторских прав на него.

4. «У меня украли идею!»
Или «Как защитить придуманный вами проект?»

К сожалению, авторское право не защищает идеи, концепции, методы и тому подобное, а только их воплощение.
Если вы придумали какой-то проект, устно поделились идеей с подругой, а она потом ее реализовала, то доказать, что вы были автором этой крутой идеи у вас не получится.

Чтобы доказать авторство в этом случае, ваша идея уже должна была быть зафиксирована в какой-либо форме: сценария, текста, рисунка, публичного выступления и т.п.

Поэтому меньше рассказывайте, пока не воплотите свою идею в какой-либо форме, которую можно как-то зафиксировать.

5. «Любое фото, выставленное в интернете, теперь, увы, принадлежит всем» или «Охраняются ли личные фото?»

Да, ваши фото охраняются авторским правом, а личные фото и селфи защищены еще и правом на охрану изображения гражданина. Никто не в праве использовать их, если только вы не дали на это письменное согласие.

6. «Если я что-то купила, то могу делать с этим что хочу!»

или «Почему я могу купить бумажную книгу и отдать ее подруге, но при этом, если я купила электронную книгу, вебинар или схему для вышивки, и если я кому-то её отправлю, то это будет считаться незаконным?»
Закон объясняет это так. Когда вы покупаете бумажную книгу, вы покупаете материальный носитель, а не права на текст. То есть, купив книжку о Гарри Поттере вы становитесь не обладателем текста, а конкретного бумажного предмета.

Это ваша книжка, вы можете ее подарить, продать, выкинуть или сжечь. Потому что вы имеете дело с физическим предметом. Но если вы сделаете скан книги и начнете ее продавать или раздавать копии, то это уже незаконное распространение и нарушение авторского права, если автор такие права не давал. То же самое относится к схемам для вышивки.

Так почему нельзя делиться электронными схемами или фильмами?
Скажу от себя, что если вы поделитесь ими со своими близкими, то вряд ли кто-то вообще это заметит и будет вас преследовать.

Но, если вы выкладываете этот товар у себя в соцсетях или на канале, то это незаконное распространение и основание для обвинения в правонарушении. А факт продажи таких копий усугубляет тяжесть нарушения.

7. «Если кто-то выложил цифровой товар в инет, а я уже взяла у него, то я не несу за это ответственность» или «Все берут, значит, мне тоже можно?»

Согласно закону, не важно, каким по счету вы нарушили право, первым или десятым. Ответственность несут все.

8. «Сколько времени действует авторское право и можно ли его наследовать?»

В России, согласно ГК РФ Статье 1281, авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Кроме некоторых случаев, когда оно может быть продлено.
В эти 70 лет все авторские права переходят к наследникам, и весь доход от произведений, если он есть, получают они.

Есть исключения, которые продлевают действие авторского права. Например, если произведение было опубликовано анонимно или под псевдонимом, то 70 лет считаются не после смерти автора, а после даты обнародования этого произведения. И некоторые другие случаи, не буду углубляться.

Произведения зарубежных авторов переходят в общественное достояние по законам их стран. Согласно Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, минимальный срок охраны фотографий и дизайна составляет 25 лет после смерти автора, а для остального искусства — 50 лет.

Например, в США искусство становится общественным достоянием через 95 лет после смерти автора. Иосиф Бродский жил в США и умер в 1996 году. Его стихи перейдут в общественное достояние лишь в 2092 году.

9. «Можно ли делиться цитатами и фрагментами произведений или использовать их в своей работе?»

Да, цитирование текста законно и это можно делать без согласия автора, главное указывать источник и самого автора. Есть некоторые ограничение по объему – нельзя выкладывать более 10% от оригинального текста.

Такие правила сложились исторически, потому что в науке, литературе, журналистике и других видах творческой деятельности имеются жанры произведений, авторы которых для работы используют «заимствование у других». Это всевозможные обзоры, хрестоматии, сборники афоризмов и прочее. Но такое цитирование допустимо для текста.

А вот даже совершенно небольшие (более двух секунд) заимствования из песен, музыкальных произведений, особенно в записанных студиями фонограмм, кинофильмов, отдельные фрагменты фотографий, рисунков и картин никто из авторов и издателей цитированием признавать не желает.

10. «Я вышила картину Шишкина. Кто является автором этой работы?»

Мастер, который законно приобрел лицензию и вышил работу, становится автором-исполнителем и получает права на публикацию, демонстрацию и указание своего имени при публикации своей работы. Никто без его согласия не может публиковать его вышивку, не указав его имени.
При этом автором композиции остается художник, поэтому его имя также нужно указывать. Фото или оригинал такой работы подписывается двумя именами.

Аналогия: Звучит ария под аккомпанемент оркестра. В этом случае авторские права имеют композитор и автор слов, написавшие это произведение. У членов оркестра и у певца в момент исполнения возникают права авторов-исполнителей.
То есть, они получают право не на произведение, а на данное случившееся исполнение этого произведения. С этого момента никто не может использовать запись их исполнения без их согласия.

11. «Можно ли смотреть приобретенный фильм или курс вдвоем, например, позвать друзей в гости? Будет ли это считаться нарушением?»

При покупке товара для личного использования вы имеете право смотреть или использовать то, что вы купили, дома, в кругу семьи или друзей. Но это право не работает в публичных местах.

12. «Могут ли несколько людей поделить цену на вебинар или другое цифровое издание и купить их для всех?» или «Законны ли складчины?»

Складчины запрещены, потому что они попадают под определение незаконного распространения электронных копий. Любое распространение таких продуктов должно иметь разрешение от автора.

13. «Если я выкладываю чужой материал, но не зарабатываю на этом, разве я нарушаю авторское право?»

К сожалению, не имеет значения, платно или бесплатно вы распространяете материал. В любом случае это незаконно.

14. «Правда ли, что если ты что-то выложил в интернет, то все могут это использовать?»

Никто не получает право использовать ваши произведения без вашего согласия, даже если вы их вообще везде выложили.

15. «У меня украли работу, и теперь говорят, что это я у них украла».
или «Как доказать свое авторство?»

Доказательством авторства является публикация вашей работы в сетях с более ранней датой, чем она появилась у того, кто вас обвиняет.

Например, если вы написали книгу, то перед подачей в редакцию, мы можете подстраховаться и отправить ее копию по почте самому себе. После получения вскрывать конверт нельзя. Это поможет доказать ваше авторство в суде, если вашу рукопись кто-то присвоит.

16. «Можно ли копировать или использовать в своих работах известные произведения?»

За коммерческое использование искусства можно не платить, если оно перешло в общественное достояние, то есть, прошло 70 лет после смерти автора, является фольклором или автор дал открытую лицензию.

Пред использованием таких произведений необходимо проверить их правовую историю, так как исключительные права могут принадлежать музею, в котором они хранятся. Если вы не уверены в достоверности информации, то лучше отказаться от их использования.

17. «Бойко нарисовала свою работу на основе уже существующего произведения, поэтому я могу ее свободно копировать и распространять и мне за это ничего не будет» или «Охраняются ли авторским правом произведения, созданные на основе других произведений?»

Реальный пример: я нарисовала «Мировое дерево» на основе старинного изображения. У некоторых дизайнеров, которые сами заимствовали у меня куски моих композиций, по этому поводу случилась истерика. Но тогда у меня не было времени и сил объяснять, а сейчас расскажу.

Здесь есть три важных пункта, которые важно знать:

1. Производное произведение — это не копия, а самостоятельное произведение, которое самостоятельно и отдельно от исходного охраняется авторским правом.

2. Если вы автор производного произведения, то никто не имеет право его копировать, распространять, использовать и так далее.

3. Для создания производного произведения необходимо заручиться согласием автора исходного произведения или исходное произведение должно иметь официальный статус общественного достояния. Иначе это будет незаконным.

Из этого следует, что мой случай абсолютно законный, так как этот исторический артефакт (исходное произведение) официально является всемирным общественным достоянием. Кроме этого, оно еще и попадает под определение фольклора.

Это означает, что любой человек совершенно законно может взять его же, сделать свою версию и дать ему свое название. Почему-то пока никто этого не сделал.

Запись из каталога Музея Метрополитен, где хранится это произведение, подтверждающая право на его свободное использование.

Но если кто-то решит использовать мою стилизацию Мирового дерева в своих авторских работах или распространять его (например, взять кусок моей схемы и вставить в свою — реальный случай) — это будет нарушением закона, потому что мои права действуют в данный момент.

Другой пример с действующими правами. Кто-то написал кавер-версию песни современного исполнителя и выложил на Ютуб. Скорее всего, это видео или канал заблокируют за нарушение прав.

18. «Можно ли брать цветовые сочетания из чужих работ?»

Да, можно это делать абсолютно законно. На цвет и его сочетания авторское право не распространяется.

19. «Можно ли использовать чужих персонажей в своем творчестве, например, связать или сделать схему вышивки с Ёжиком в тумане или с Гарри Поттером?»

Нет, нельзя, потому что практически все образы персонажей защищены авторским правом.
Здесь есть нюанс. Право не распространяется на фольклорных персонажей.
Например, абстрактная русалка не защищена таким правом. Но если взять конкретный образ русалочки из диснеевского или отечественного мультика, или из иллюстрации к Русалочке современного художника, то это однозначно нарушение права.

20. «Если я купила схему вышивки, иллюстрацию, шрифт, шаблон сайта и прочее, то я могу делать с этим что хочу, потому что я заплатила за этот продукт»
или
«Воровством считается только если кто-то украл физический предмет, потому что теперь его нет у того, у кого его украли, а цифровой, сколько ни кради, он остается у пострадавшего, поэтому это не воровство»

Опять же, нет. Потому что вы покупаете не иллюстрацию или схему, а лицензию на их использование.
Лицензии бывают очень разные, для разных целей, для разных территорий, для разных носителей и ограничены тиражом, и поэтому имеют разные цены, которые могут отличаться в десятки и даже сотни раз.

Обычно автор заявляет в публичной оферте, что разрешено делать с изображением при покупке лицензии, которую он предлагает, а что нельзя.
О лицензии на свои работы я пишу здесь.

21. «Почему все права на стороне авторов, а у покупателя их совсем нет? Это несправедливо!»

Это не так. Ограничения существуют как для покупателя, так и для самого автора. Например, есть исключительные лицензии, когда автор передает заказчику права с обещанием больше никому не продавать эту работу и не использовать ее ни в каких своих целях.

Не так уж и редко художники подписывают договор NDA (о неразглашении). Передача такой лицензии означает, что автор передает все права, с гарантией не просто не использовать свою работу в дальнейшем, но даже никому ее не показывать в какой-либо форме.

Такие работы и заказы стоят на порядки дороже, чем работы, продающиеся по свободной лицензии, потому что в их стоимость автор включает всю упущенную прибыль, которую он мог бы получить от продажи своего сюжета другим фирмам.

Например, на тех же стоках одна и та же картинка может стоить условно 20$ и 200$. А разница только в том, какую лицензию приобретает покупатель – для личного использования или коммерческого.

22. «Можно ли полностью выкупить у автора его права на конкретное произведение?»

Если заказчик покупает у автора исключительно право (если автор на это идет), только в этом случае покупатель может делать копии, перепродавать, печатать этот рисунок на любых носителях и распространять в оговоренных странах мира.
Художник же более ничего не может делать со своей работой, ни копировать, ни распространять.
У меня есть такие работы, которые я не могу использовать именно по причине передачи исключительной лицензии. Я не могу переложить их в схему вышивки или продать кому-то еще.

Например, к таким моим работам относится проект для этого платка:

Или эта разработка фирменного стиля для московской юридической фирмы:

Или этот дизайн для упаковки духов.

Кстати, если, к примеру, кто-то «стырит» такую работу, ее элементы или отдельных персонажей, то он нарушит уже не мое право, а права фирмы, которая купила у меня это право.

Но, (важный момент, в котором многие путаются), даже если у автора купили исключительную лицензию, то автором он все равно остаётся, потому что авторство неотчуждаемо. Другими словами, продать можно только авторское право, но не само авторство. Если кто-то выкупил все права, то он не стал автором.

Точно так же неприкосновенны права и автора-исполнителя (вышивальщицы).

23. «Если я купила книгу со схемами вязаных игрушек, могу ли я их вязать и продавать на ярмарке?»

Можно продавать игрушки, но нельзя продавать и распространять копии схем. Если в книге не оговорено публично других ограничений.

24. «Сколько вышивок можно сделать по одной и той же схеме?»

Зависит от лицензии, которую вы приобрели с товаром. То есть, от того, какое ограничение поставил производитель в своей оферте (публичном договоре).

Существуют разные лицензии, которые подразумевают разную цену и правила. Чем меньше прав остается у производителя, тем выше цена товара:

1. Неисключительный договор (лицензия) для частного использования- передача прав многим клиентам.
2. Неисключительный договор (лицензия) для использования в производстве.
Дороже чем №1
3. Исключительный договор (лицензия) — передача прав одному клиенту.
Дороже чем №2
4. Договор об отчуждении авторских прав.
Дороже, чем №3
Обычно в момент продажи схем вышивки с покупателем автоматически заключается неисключительный договор. Он подразумевает использование схемы в кругу семьи и друзей, пока это не стало производством.

Пример производства: схему перевели в машинную и сделали партию одежды на продажу. В этом случае нужно приобретать лицензию №2, 3 или 4, в зависимости от ваших задач. Если такие лицензии продаются.

Но, в рамках этих договоров производитель вправе прописывать такой тираж, какой захочет. Законодательство это не регулирует.

Вывод: Желательно ознакомится с публичным договором перед покупкой схемы.

25. «Законно ли использовать референсы?»

Да, если это правильно делать.
Референс — это чья-то работа. Если референс сделан вами, то вы можете пользоваться им как угодно.

Но, даже если референсе сделали вы, а на фото портрет человека, то у вас должно быть согласие от этого лица, желательно письменное (релиз) на использование его образа.

Референсы можно брать на бесплатных стоках или купить их там же.

Если референс принадлежит другому автору, то нельзя делать копию с него. Но допустимо, когда, например, вам надо нарисовать прыгающего мультяшного тигра, а под рукой у вас нет такого зверя). Вы берете референс настоящего тигра и снимаете с него сам принцип движения и анатомии, но не самого тигра.

Когда вы творчески стилизуете чье-то фото до степени неузнаваемости, то это означает, что вы сделали не копию, а самостоятельное произведение. Помните, что на практике существуют споры насчет допустимой степени заимствования исходника. И такой спор можно не выиграть.

Можно также использовать изображения, свободные от авторского права, перешедшие в разряд народного достояния.

26. «Кому принадлежат авторские права на старинные схемы для вышивки? Если делать реконструкции нарушается ли закон?»

Старинные схемы, не имеющие конкретного автора, относятся к фольклору.

Охрана произведений народного творчества или выражений фольклора российским Законом об авторском праве не предусмотрена.

Поэтому их можно использовать в своей работе, вышивать, делать реконструкции. В данном случае это народное достояние.

Вышив такой орнамент или сшив платье, вы становитесь автором-исполнителем конкретной вышивки или платья, но не автором орнамента или модели.

Но! В законе РФ есть положение, противоречащее основе закона об авторском праве. Музеи имеют исключительное право на любые свои экспонаты, независимо от срока действия такого права у авторов и его наследников, и даже если эти экспонаты относятся к фольклору.

Это означает, что если вы хотите использовать не орнамент вообще, а фрагмент вышивки, который можно идентифицировать как часть конкретного музейного экспоната, то будьте осторожны. Так вы можете нарушить закон. К сожалению, этот момент законодательством не урегулирован и остается спорным много лет.

27. «Могу ли я продавать схему, которую я срисовала с фото, сделанного в музее?

А если сфотографировала вышивку на выставке (если было разрешение на фотосъемку)? А если на рынке?»
В каждом случае нужно получить разрешение от владельца авторских прав на эти предметы или схемы. Желательно в письменном виде, чтобы потом не попасть в неприятную ситуацию. Это может быть договор или публичная оферта. Особенно это касается коммерческого использования.
Либо нужно убедиться, что владелец разрешает использовать схему на правах открытой лицензии (безвозмездно).

28. «Если я срисую узор и сделаю по нему схему с народного костюма, который находится в музее, то у меня будут авторские права на эту схему и я, например, смогу из такой схемы сделать набор или собрать книгу, и автором буду я?»

Объемный вопрос. Начну с определений.

1. Есть фольклор — это народное творчество, когда автор неизвестен.

2. Есть автор-исполнитель. Это тот, кто взял авторский или фольклорный материал и повторил его без внесений своих авторских изменений. (Аналогия — певец не сочинял песню, но он ее исполнил). Если вы вышиваете уже придуманное кем-то, то вы автор-исполнитель. У вас появляются права на конкретный экземпляр вышивки, но не на орнамент.

3. Есть автор — это тот, кто придумал исходное произведение (орнамент, песню) или художественно переработал фольклор до степени самоценного произведения.

Например, вы придумали новый орнамент или так переработали народный, что получился новый орнамент. Тогда вы можете считаться автором. Если вы пересняли схемы с исторического образца, то вы не можете считаться автором этих мотивов.

Также здесь нужно учитывать права музея.

О правах музеев РФ:
1. Музеи имеют исключительные права на все свои экспонаты и на любое их воспроизведение в каком бы то ни было виде. (Исключительное право — это эксклюзивное право на копирование, продажу и распространение).

2. Любое их упоминание или использование требует официального разрешения музея, даже если предполагается некоммерческое использование.

3. Даже если прошло 70 лет после смерти автора, и вроде как объект уже должен стать народным достоянием, и даже если этот предмет изначально был таковым (относится к фольклору), то в РФ все равно такое право переходит музею.

Третий пункт противоречит основам авторского права. В этом месте в Кодексе РФ существует неурегулированный момент, что признают сами юристы. Поэтому на практике спор может выиграть как одна сторона, так и другая.

28. «Как законно сделать книгу, посвященную народной вышивке?»

Вариантов несколько, Но прежде всего, если образцы вы будете переснимать с музейных экспонатов, то у вас должно быть разрешение музея.

Автор такой книги должен быть научным сотрудником или амбассадором музея и с разрешения музея сделать такую книгу в целях просвещения.
Купить права на изображения у музея. У каждого музея есть такой прайс, но, боюсь, что это не всегда подъёмно.

Как обойтись без музея:

Нарисовать настолько часто встречающиеся и настолько характерные мотивы, которые невозможно было бы идентифицировать как конкретный экспонат. И не проводить аналогии с конкретным экспонатом, чтобы это не посчитали нарушением исключительного права.
Вы можете стать публикатором. Согласно статье 1337 ГК РФ «публикатор» — это гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.
К примеру, если в сундуке у вашей бабушки вы нашли коллекцию народных костюмов, то вы можете их взять, переснять и обнародовать в своей книге. В этом случае вы получаете исключительное право на эти произведения сроком до 25 лет.

После прекращения действия исключительного права публикатора произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения

Дуализм в законодательстве о фольклоре отчасти объясняет, почему у нас так мало книг по отечественной вышивке, хотя запасники ломятся от образцов. Но что есть, то есть. Это проблема, которая остается в тени.

29. «А если костюм в музее подписан, что вышивала его такая-то из такой-то деревни, это тоже будет считаться произведением народного творчества или уже нет?»

Если известен автор, то это не считается народным творчеством.
В данном случае исключительные права принадлежат автору, либо его наследникам, либо, если прошло 70 лет со смерти автора, музею.

30. «Какое наказание предусмотрено за нарушение авторского права?»

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

****

Вот такой небольшой обзор по мировой и российской практике авторского права. Если вас что-то интересует по этой теме, пишите.
Что знаю, расскажу.

Заключение

Это все были сухие правила, которые хорошо написаны, но не всегда соблюдаются. Лично от себя скажу, что не хотела бы доводить соблюдение закона до паранойи, и не против того, если мою схему для вышивки возьмет человек, который на самом деле нуждается и не может себе позволить такую покупку. Какая-нибудь бабушка, к примеру. Или кто-то поделится ею, как хорошей книгой. Мне только радостно будет узнать об этом.

Но я против, когда абсолютно здоровые румяные женщины, которые коня на скаку остановят и в горящую избу войдут, без зазрения совести открыто занимаются пиратством, зарабатывают на этом, собирают деньги на складчинах, и продают своим наивным участникам некачественные распотрошенные архивы.

За три года работы с цифровой графикой (ранее я рисовала традиционными материалами) я прошла эволюцию принятия ситуации и «настолько преисполнилась», что больше не эмоционирую как раньше.

Во-первых, теперь я знаю, что пиратством занимаются в основном те, кто сидит за бугром и является нашими врагами. И поэтому я воспринимаю это как свой маленький фронт, который держу благодаря порядочным людям, кто своей поддержкой не позволяет мне разочароваться во всем человечестве. Пользуясь случаем, еще раз благодарю всех неравнодушных «солдат» этой невидимой войны.
А наивным хомякам советую задуматься, из чьих рук они берут пиратские схемы и чем они потом за это будут расплачиваться.

И последнее, о Высшей справедливости.

Думала, писать это или нет. Но все-таки напишу. Есть вторая сторона вопроса авторского права, она касается тонкой материи. И если Кодекс придумали люди, то Законы Вселенной регулируют порядок столько, сколько существует сам мир. А кто в это не верит, пускай не читает.

Когда-то я спросила кого-то из пиратов: «Верите ли вы в карму, не боитесь ли, что вам прилетит за ваши делишки?». Спустя время поползли слухи, что я угрожаю проклятиями и чуть ли не сглазом)) А потом кому-то даже «прилетело».

Тут самое время разъяснить, кто не понял причинно-следственную связь, что я не занимаюсь такими вещами и первопричина не во мне. И вообще я верю в науку. Но она не противоречит тому, что я сейчас скажу.

Здесь важно понимать, что мы с вами – это сгустки энергии. Все наши мысли, слова, поступки, то что мы создали, деньги клиентов, то, что мы получили в дар – это тоже всё виды энергий, которые все время стремятся к равновесию.

Чтобы было понятнее: если где-то в природе или обществе происходит перекос энергий (с одной стороны дефицит, а с другой избыток), то случаются цунами, пожары, землетрясения или войны. Чем сильнее перекос и давление, тем более бурный и обширный происходит процесс компенсации. Потому что природа не может вечно находится в напряжении, в какой-то момент она срывается и стремится к равновесию.

На другом уровне этого гигантского фрактала, в несравнимо меньшем масштабе, происходит то же самое. Если кто-то у кого-то против его воли что-то взял и ничего не отдал взамен, он отобрал кусок энергии. Он сам создал вакуум, который все равно чем-то заполнится. И деньги – это самая простая цена за украденное.

Это не означает, что если кто-то поставил себе пиратскую винду, то на другом конце земли начнется война. Это значит, что у этого человека будут какие-то потери. Вдруг выпишут штраф, или придется потратится на врача, уволят с работы. Может быть просто эмоциональная потеря или потеря сил. Все что угодно. Кстати, любые манипуляции и словесные обесценивания — это тоже воровство энергии.
Хроническим пиратам необходимо особенно помнить об этом, потому что они постоянно находятся в зоне удара. Ничего нет удивительного в том, что с ними все время что-то происходит.

Бывают исключения, я их вкратце описала выше. Когда человеку на самом деле важно иметь какую-то вещь больше, чем вам. Но это не он и не вы решаете, а энергетическое поле, в котором мы все находимся.

Самое интересное, что это работает вне зависимости от того, верим мы в это или нет. Поэтому всем нам нужно аккуратно обращаться с энергетическими силами, осознавать свои действия и намерения, даже если нас в этот момент никто не видит, даже в мыслях. Об этом неспроста вторят заповеди всех религий мира.

На этом я, наконец, закончу. Надеюсь, эта статья была кому-то полезна или интересна, спасибо за внимание!
Всем добра! ❤️

При публикации материалов, использованных в статье, ни один автор не пострадал.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии