Канон врачебной науки

В 2018 году по заказу небезызвестного издательства я принялась за масштабный проект — иллюстрации к средневековому многотомному труду великого персидского врача Авиценны.
Первые полгода я разрабатывала тему, собирала информацию, ходила по музеям и изучала средневековую персидскую историю и культуру. Точнее то, что от нее осталось — коллекции серебра, ткацкое искусство, древние книги, фрески и прочее. Затем, когда я определилась со стилем, я проработала макеты будущих книг и успела сделать эскизы нескольких иллюстраций, которые сразу же утвердили, что не могло меня не радовать. Но тут внезапно наступила весна, и у издательства поменялись настроение и планы.

Все это я пишу, потому что меня часто спрашивают, где можно купить эту книгу. Я также знаю, что многие следили за моей работой в сетях и ждали выхода издания. К сожалению, пока нигде купить её нельзя, потому что других издателей я искать не стала.

Это была небольшая предыстория, после которой я продолжила работу и нарисовала шесть из сорока запланированных иллюстраций, чтобы создать законченную серию. Каждая иллюстрация соответствует одной из глав трактата. Остальные композиции находятся только в моей голове и набросках. Возможно, когда-нибудь я продолжу эту серию. Но это не точно.

Канон врачебной науки — самая знаменитая медицинская книга в мире всех времен. Это энциклопедия в пяти томах, составленная персидским врачом-философом Авиценной (Абу Али ибн Синой), написанная ровно 1000 лет назад. В ней представлен обзор современных медицинских знаний восточного мира, на которые повлияли более ранние традиции, включая греко-римскую медицину, в частности, Галена, персидскую, китайскую и индийскую. Я обожаю эти тексты и могу читать их просто как увлекательную литературу.

В своем труде Авиценна сообщает нам, что врач должен обладать «глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва», и высказывает ряд прогрессивных мыслей. Например, он пишет, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Следовательно, идея о том, что заразные болезни вызываются микробами, была высказана Ибн Синой за 800 лет до Луи Пастера. «Они же портят воду, передают болезнь», — говорит он. Также он дает описания целебных свойств всех известных на тот момент лекарственных растений. К ним я часто обращалась, когда рисовала свой Купальский травник.

На протяжении 600 лет «Канон врачебной науки» был главным учебником по медицине во всех учебных заведениях мира, включая известнейшие университеты Европы.

В этом году я решила превратить свои иллюстрации в раскраски, которые теперь можно купить. Все контуры работ отрисованы вручную и отсканированы в высоком разрешении 300 dpi. Печать рекомендована на формате А3 (297х420 см).

Светлана Бойко раскраска Авиценна
(0969) Раскраска | Канон врачебной науки | О временах года
Композиция: О временах года Серия: Канон врачебной науки Техника для раскрашивания: Любые графические материалы, краски или Photoshop Состав: 1. Рисунок черным контуром,  А3 (297х420 см), 300dpi 2. Рисунок светлым контуром, А3 (297х420 см), 300dpi 3. Образец и инструкция Тип товара: Цифровой рисунок для печати, раскраски и развития моторики. Формат: .PDF + .JPG Примечания: На формате меньше А3 печатать не рекомендуется.
120,00  В корзину
Авиценна Свентана Канон врачебной науки Раскраска
(0969) Раскраска | Канон врачебной науки | О задачах медицины
Композиция: О задачах медицины (портрет Авиценны) Серия: Канон врачебной науки Техника для раскрашивания: Любые графические материалы, краски или Photoshop Состав: 1. Рисунок черным контуром,  А3 (297х420 см), 300dpi 2. Рисунок светлым контуром, А3 (297х420 см), 300dpi 3. Образец и инструкция Тип товара: Цифровой рисунок для печати, раскраски и развития моторики. Формат: .PDF + .JPG Примечания: На формате меньше А3 печатать не рекомендуется.
120,00  В корзину
Светлана Бойко Авиценна Врачебная наука
(0970) Раскраска | Канон врачебной науки | О шести состояниях тела
Композиция: О шести состояниях человеческого тела Серия: Канон врачебной науки Техника для раскрашивания: Любые графические материалы, краски или Photoshop Состав: 1. Рисунок черным контуром,  А3 (297х420 см), 300dpi 2. Рисунок светлым контуром, А3 (297х420 см), 300dpi 3. Образец и инструкция Тип товара: Цифровой рисунок для печати, раскраски и развития моторики. Формат: .PDF + .JPG Примечания: На формате меньше А3 печатать не рекомендуется.
120,00  В корзину
О природе теа и его частях Авиценна Светлана Бойко
(0971) Раскраска | Канон врачебной науки | О природе тела
Композиция: О природе тела и его частях Серия: Канон врачебной науки Техника для раскрашивания: Любые графические материалы, краски или Photoshop Состав: 1. Рисунок черным контуром,  А3 (297х420 см), 300dpi 2. Рисунок светлым контуром, А3 (297х420 см), 300dpi 3. Образец и инструкция Тип товара: Цифровой рисунок для печати, раскраски и развития моторики. Формат: .PDF + .JPG Примечания: На формате меньше А3 печатать не рекомендуется.
120,00  В корзину
Персия Авиценна Свентана Светлана Бойко
(0972) Раскраска | Канон врачебной науки | Об элементах
Композиция: Об элементах человеческого тела Серия: Канон врачебной науки Техника для раскрашивания: Любые графические материалы, краски или Photoshop Состав: 1. Рисунок черным контуром,  А3 (297х420 см), 300dpi 2. Рисунок светлым контуром, А3 (297х420 см), 300dpi 3. Образец и инструкция Тип товара: Цифровой рисунок для печати, раскраски и развития моторики. Формат: .PDF + .JPG Примечания: На формате меньше А3 печатать не рекомендуется.
120,00  В корзину
Персия, Авиценна, Канон врачебных наук, Средневековье, Бойко Светлана, Свентана
(0973) Раскраска | Канон врачебной науки | О сущности соков
Композиция: О сущности соков и об их частях Серия: Канон врачебной науки Техника для раскрашивания: Любые графические материалы, краски или Photoshop Состав: 1. Рисунок черным контуром,  А3 (297х420 см), 300dpi 2. Рисунок светлым контуром, А3 (297х420 см), 300dpi 3. Образец и инструкция Тип товара: Цифровой рисунок для печати, раскраски и развития моторики. Формат: .PDF + .JPG Примечания: На формате меньше А3 печатать не рекомендуется.
120,00  В корзину

Как раскрашивать

Вы можете раскрашивать рисунки так, как захотите. Цвет на моих иллюстрациях не является путеводителем или инструкцией. Пользуйтесь любыми сочетаниями цветов, руководствуясь только своим вкусом и фантазией.

В архиве, кроме образца и инструкции, находятся два файла для распечатки с черным контуром и светло-серым контуром. Размеры файлов имеют формат А3 и разрешение 300dpi для получения печати наилучшего качества. Формат А3 равен размеру 297х420 см или площади двух альбомных листов.
Эту серию не рекомендуется печатать на формате меньше чем А3, так как детали рисунка получатся слишком мелкими. Для печати на большем формате установите на вашем принтере флажок “подогнать под размер”.
Для работы графическими материалами без участия воды распечатайте рисунок на бумаге плотностью от 80-150 г/м2. Для работы водными красками распечатайте рисунок на бумаге плотностью от 150-200-300 г/м2. Чем выше плотность бумаги, тем меньше она деформируется при работе.

1. Распечатайте рисунок с черным контуром и раскрасьте его цветными карандашами, маркерами или красками. При работе с непрозрачными красками и маркерами можно использовать тонированную бумагу.
2. Для тренировки моторики и координации руки распечатайте файл со светлым контуром. Тонким черным несмываемым маркером (0,5) обведите контур. Затем раскрасьте рисунок цветными карандашами, маркерами или красками.
3. Для тренировки работы с цифровым цветом раскрасьте рисунок в программе Photoshop.

Желаю увлекательного творчества! Далее — описание сюжетов каждого листа.

 

Об элементах человеческого тела

В главе об элементах Авиценна пишет: «Элементы — это некие простые тела и первичные частицы человеческого тела и других вещей, неспособные делиться на более мелкие элементы. То есть, это такие частицы, на которые делятся сложные тела. Из смешения элементов возникают различные по форме виды существующих вещей».
Теория четырех элементов (огня, воды, воздуха и земли) являлась базой для всех алхимических теорий. Она была разработана греческими философами Платоном и Аристотелем. Согласно учению Платона, Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю.
Согласно современной науке, этим четырём элементам приблизительно соответствуют четыре состояния вещества: твёрдое, жидкое, газообразное и плазменное.

Платон рассматривал элементы как простые геометрические тела, из которых построены все другие вещества. Аристотель внес корректировку в теорию и определил их как соединение четырех противоположных качеств: холода, сухости, тепла и влаги. Кроме этого, он добавил к четырем элементам пятый — квинтэссенцию.
Квинтэссенция – это тончайшая субстанция, способная удерживать в себе стихию молнии или электричества и абсолютный покой, которого на Земле не существует.
Именно эти философы, по сути, и заложили теоретический фундамент того, что принято называть алхимией. Авиценна лишь подхватил эту теорию и донес ее в своих книгах до наших времен.
***
Описание сюжета иллюстрации

Лев и Солнце — один из символов эпохи государств Древнего Востока. Он базируется на астрономических и астрологических конфигурациях: древний знак Солнца в созвездии Льва, который известен ещё со времён вавилонской астрономии и ближневосточных традиций.

Треугольники в разных положениях и конфигурациях — древние и самые употребимые в истории обозначения четырех стихий: огня, воды, воздуха и земли.

Змеи, кусающие друг друга за хвост – это один из возможных вариантов изображения Уробороса, одного из старейших символов человечества. Символ встречается практически во всех культурах и имеет богатую историю использования в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии. Его точное происхождение – исторический период и конкретную культуру – установить невозможно.
Уроборос имеет множество различных значений, но наиболее распространённая трактовка описывает его как символ вечности и бесконечности и циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, бесконечного перерождения.

В центре композиции – фигура человека, соединившая в себе земное и космическое, воплощение здорового физического тела. Внутри находится прекрасный золотой город – это душа. Гиппократ, которого Авиценна считал своим учителем, более 2 500 тысяч лет назад сказал: «лечите сначала душу, а потом тело». Золотой город находится в центре концентрических кругов, а точнее сфер, с теми же символами – земли, воды, воздуха и огня.
Человек стоит на земле, справа и слева от него расположены две фигуры в образе древних персов. Они держат Луну и Солнце. Это аллегории женского и мужского начал.

 

О сущности соков и об их частях

Эта работа иллюстрирует главу «О сущности соков и об их частях» и отображает древнюю теорию о том, что в теле человека текут четыре основные жидкости (гуморы): кровь, флегма, жёлтая жёлчь и чёрная жёлчь. В норме эти жидкости находятся в балансе, однако избыток одной или нескольких из них вызывает практически все внутренние болезни. Соответственно, лечение заключается в удалении избыточного гумора — обычно это осуществлялось специально подобранным питанием, кровопусканием или психологическими мерами. Каждой жидкости соответствовала природная стихия и два «состояния вещества» (сухое/влажное; теплое/холодное), а доминирование той или иной жидкости определяло темперамент и характер человека.

Сложившееся деление на четыре гумора сохранилось в неизменном виде до Средних веков. Сформулированная Гиппократом, гуморальная теория развивалась и дополнялась в Средние века и Новое время, прочно войдя в европейскую медицину на более чем две тысячи лет. И, как мы можем видеть, теория четырех темпераментов до сих пор оказывает влияние на искусство, науку и литературу.

Внизу иллюстрации изображены средневековые персидские ученые и их модель мира, в которой планета Земля являлась центром мироздания. Надо отметить, что на тот момент, как и в последующие 500 лет (пока не родился Коперник) в Европе все еще считали, что Земля плоская.

О природе тела и его частях

В этой главе Авиценна размышляет о «естестве органов» человеческого тела, рассказывая об основных функциях каждого из них. При этом он отмечает, что «главенствующие органы суть те, что являются источником первоначальных сил в теле, необходимых для сохранения особи или вида». К ним он относит мозг, сердце, печень и органы, необходимые для продолжения рода.
Они и нарисованы на иллюстрации. Также на ней изображены средневековые персидские ученые.

О шести состояниях человеческого тела

В этой главе Авиценна сообщает нам, что «степеней здоровья и болезни тела существует шесть.
Бывает тело здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больное;
тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье; тело больное легким недугом; тело больное до предела».

**

Следующие описания появятся позднее

О временах года

В этой главе ученый сообщает нам о том, что человек не существует отдельно от мира и космоса, и все это есть одна система. В ней он рассматривает особенности влияние на организм времен года, географических широт и природных зон и, исходя из этого, — разных подходах к диагностированию и лечению.

На этой иллюстрации изображено солнце в четырех положениях (4 времени года) и Ангел Рух (Дух), упоминаемый в Коране, держащий небесные сферы. Его прототипом для моей иллюстрации послужило изображение из древней иранской рукописи «Чудеса творения и странности существования» (исследование чудес Вселенной, написанное космографом и географом Закарией ибн Мухаммадом аль-Казвини (1203-1283).⁠
Также на рисунке изображен календарь, неслучайно обращенный в обратную сторону (по правилам арабского построения текста и композиций).

О задачах медицины

В этой главе Авиценна говорит о том, что врач должен быть исключительно внимательным к нюансам и обстоятельствам состояния человека и окружающей его среды, знать практику и теорию, и только тогда он сможет его исцелить.

На этой иллюстрации изображен сам Авиценна, в одной руке он держит змею (яд), в другой веточку шалфея (противоядие). В те времена считалось, что шалфей спасает от яда змей.
Эта сцена отчасти иллюстрирует крылатую фразу Парацельса «Все яд и все — лекарство»
Вверху иллюстрации изображены учителя Авиценны — Гиппократ и Гален. Гиппократ держит в руке лекарство от всех болезней, Гален — своё медицинское учение, которое Авиценна переосмыслил и сделал доступным для врачей на многие сотни лет вперед. Вверху в центре изображена священная звезда зороастров (Зороастризм — старейшая иранская религия, к которой имел отношение сам Авиценна).

На цветной иллюстрации внизу на персидском языке написано имя врача «Абу Али ибн Сина». На самой раскраске я заменила имя на русский вариант — «Авиценна».

Avicenna_Sventana_Svetlana_Boiko